Основной целью проекта является вывод предприятий общественного питания из теневого сектора экономики, а также обеспечение интересов граждан и защиты прав потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при реализации физическим лицам товаров, работ, услуг, в том числе услуг общественного питания, организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) и выдавать/направлять клиентам в момент оплаты кассовые чеки, содержащие обязательные реквизиты.
На первом этапе проекта Федеральной налоговой службой проводился анализ деятельности бизнеса по оказанию услуг общественного питаниия, посредством данных онлайн касс. В частности, в группу с высоким риском нарушений были отнесены организации, в обороте которых наблюдались высокая доля (перевес) наличных или безналичных платежей, частые возвраты и другие подозрительные операции. Таким участникам рынка в личные кабинеты направлялись уведомления о рисках нарушения законодательства о применении ККТ.
По итогам этой работы многие предприниматели пересмотрели принципы своей работы, и количество высокорисковых организаций снизилось.
В рамках данного проекта Налоговой службой будет проводится мониторинг предприятий сферы общественного питания на предмет соблюдения законодательства о применении ККТ при расчетах с покупателями. Недобросовестные участники отрасли, не применяющие ККТ, будут включены в планы контрольных мероприятий.
При организации контрольных мероприятий налоговые органы придерживаются риск-ориентированного подхода, направленного на максимальное сокращение избыточных проверок, отказ от проверок добросовестных субъектов, усиление контроля в отношении лиц, чья деятельность является высоко рискованной. Проверка является гарантированным следствием невыполнения закона в сфере применения контрольно-кассовой техники, а также законодательства о налогах и сборах.
Отбор налогоплательщиков для включения в план контрольных мероприятий осуществляется на основании всестороннего анализа всей имеющейся у налогового органа информации из внутренних и внешних источников. Важным источником информации о нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники являются сведения (обращения), поступающие от граждан.
Помимо сведений, поступающих от граждан, налоговые органы используют информацию из внутренних источников. Сумма продаж, полученная с помощью автоматизированной системы контроля – «АСК ККТ», сопоставляется с показателями налоговой отчетности, а также с фактом ее представления. Процесс автоматизации анализа данных, поступающих в налоговые органы, построен на алгоритмах, позволяющих выявить правонарушителя и однозначно квалифицировать нарушение.
Следует учесть, что за нарушение законодательства о применении ККТ статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. За повторное нарушение, в случае если сумма расчетов без применения ККТ составила 1 млн. руб. и более может последовать приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Федеральная налоговая служба призывает организации общепита соблюдать законодательство о ККТ и не допускать применения штрафных санкций.