Ежегодно, 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей и проходит он под девизом – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
В последние время искусственный интеллект (ИИ) стал присущий всем и каждому. ИИ присутствует в различных сферах нашей жизни. Заметный технологический прорыв привнес неоспоримые преимущества, однако с ним также связаны и вызовы.
Одним из самых заметных проявлений ИИ в нашей жизни является использование его в домашних устройствах. Голосовые помощники, такие как, Яндекс Алиса, Google Assistant, Маруся, Siri, позволяют управлять домашней автоматикой, находить информацию и многое другое. Благодаря ИИ, домашние устройства стали удобными, автоматизированными и простыми в использовании.
ИИ помогает людям стать более продуктивными, жить лучше. С каждым днем технологии совершенствуются, ввиду этого ИИ все больше и больше стал влиять на нашу повседневную жизнь.
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен.
Однако, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и стратегия развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения в этой области.
В случае, если Продавец/Исполнитель в своей деятельности использует ресурсы искусственного интеллекта для предоставления потребителям информацию о своих товарах/Услугах, то такая информация должна быть достоверная.
Общий перечень информации о товарах (работах, услугах), который в обязательном порядке должен быть доведен до потребителя, содержится в п. 2 ст. 10 Закона. Кроме того, специальные перечни содержат иные нормативные акты, регулирующие отдельные виды отношений в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Кроме того, следует учитывать, что использование рекомендательных сервисов для предложения пользователям товаров и услуг, которые явно рассчитаны на определенную целевую аудиторию и могут быть негативно восприняты за пределами этой аудитории.
Рекомендуется учитывать, что ряд товаров и сервисов могут быть крайне чувствительными, и использование рекомендательных сервисов для продвижения таких товаров и услуг должно иметь ограничение, например товаров и услуг:
- для взрослых (18+);
- религиозного характера;
- ритуального характера;
- которые могут способствовать разжиганию конфликтов или межнациональной розни.
Рекомендации, связанные с риском для пользователя
Особым образом следует подходить к рекомендациям товаров и услуг, связанных с риском. Несмотря на то, что действующим законодательством как правило установлены специфические требования к реализации товаров и предоставлению услуг, связанных с риском, визуальное представление таких объектов рекомендаций следует сопровождать соответствующими предупреждениями, а также отражать в пользовательском соглашении границы ответственности сервиса и пользователя. Такие рекомендации могут быть актуальны для сервисов, которые дают рекомендации по рискованным инвестициям.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников сети интернет.