С февраля прошлого года в России предотвращено более 100 преступлений террористической направленности, исполнителями которых являлись молодые люди и подростки, в том числе несовершеннолетние. Целью совершения диверсионно-террористических актов является в первую очередь дестабилизация ситуации в России.
Антитеррористическая комиссия в Республике Коми призывает жителей республики быть бдительными и не поддаваться на провокации по вовлечению в диверсионно-террористическую и экстремистскую деятельность.
Точка входа - Интернет
Интернет сейчас есть у всех. Благодаря ему стёрлись границы между странами, жители которых теперь не защищены от негативного информационного воздействия. Особенно уязвим человек при общении в социальных сетях и мессенджерах.
Стоит отметить, что привлечением кандидатов на противоправные действия занимаются подготовленные, специально обученные люди. Они хорошо разбираются в психологии, свободно владеют технологиями манипуляций, могут использовать также технику нейролингвистического программирования или лёгкого гипноза.
Вербовщики внимательно изучают аккаунты в соцсетях, посты, комментарии и, найдя подходящую будущую жертву, вступают с ней в диалог. Легко определив слабые стороны собеседника, вербовщик начинает вызывать доверие, с ним хочется продолжить общение. По этой причине часто жертвами вербовки становятся те, кто ещё плохо ориентирован в жизни – подростки и молодёжь, переживающие какие-то проблемы в межличностных отношениях, в семье, и ищущие смысл жизни и поддержку в Интернете.
Для совершения диверсий и терактов злоумышленники нередко используют материальную заинтересованность. Опытный вербовщик, изучая аккаунты, почти безошибочно выбирает именно тех, кто готов пойти на такие действия. Как правило, это молодые люди, нуждающиеся в деньгах, с размытыми морально-этическими принципами и с отсутствием патриотизма. Им могут просто без всякой идеологической подводки предложить деньги за определенные действия, например, бросить бутылку с «коктейлем Молотова» в административный или социальный объект условно за 200 долларов.
Если вербовщикам не удаётся «обработать» свою жертву (будь, то подросток или взрослый), в ход могут пойти компрометирующие материалы, например, эротического характера, которыми человек когда-то с кем-то поделился, пусть и в закрытой переписке.
Но есть более тонкие способы вербовки, когда злоумышленники нащупывают мотивации, ищут людей более образованных. Им начинают постепенно подбрасывать различные тенденциозные материалы о том, как якобы Россия «осуществляет геноцид» на Украине, «ведёт войну против мирного населения». Этим людям начинают давить на болевые точки. Им говорят, как люди в Украине страдают, терпят лишения, скрывая истинного виновника этих страданий – «киевский нацистский режим».
Играя на этой жалости, преступники провоцируют людей на реакции. Когда человек начинает в переписке выражать сочувствие или заявлять о солидарности с вербовщиком, который представляется просто каким-то человеком с Украины, из Польши, из Молдавии, тут и появляется важный крючок, которым при случае можно даже немного человека пошантажировать, «мол, ты нас поддержал, а за это может наступить ответственность – у вас же там диктатура. Тебя могут и посадить, придётся идти до конца. Теперь ты с нами».
Кроме молодёжи, объектами вербовщиков выступают также пожилые одинокие люди, которые из-за своей доверчивости и неумения или невозможности критически мыслить над полученной информацией выполняют какие-либо поручения или задания, при этом не понимая, что их просто «оболванивают» и используют.
Часто этими заданиями являются поджоги зданий. Были попытки поджога и в нашей, казалось бы, спокойной северной республике.
На какие объекты нацелены действия вербовщиков?
Чаще всего преступники планируют с помощью завербованных граждан России нанести ущерб объектам транспортной инфраструктуры. Подобные случаи произошли в нескольких городах России. Так, три восьмиклассника из подмосковного города Чехов через мессенджер Telegram вступили в контакт с неизвестными лицами, которые за денежное вознаграждение предлагали нанести ущерб объектам транспортной инфраструктуры РЖД.
На железнодорожной станции Кондакопшино в Пушкинском районе Санкт-Петербурга неизвестные злоумышленники подожгли релейный шкаф.
Аналогичная ситуация произошла на перегоне Новая Деревня–Лахта. Тогда из-за поджога на железнодорожных путях были задержаны шесть пригородных электропоездов на финляндском направлении.
На перегоне Горелово–Красное Село на границе Петербурга и области также был совершен поджог релейного шкафа.
Еще одну диверсию в воинской части подмосковной Балашихи предотвратили спецслужбы. Пятеро подозреваемых в возрасте от 15 до 20 лет намеревались сделать подкоп на территорию воинской части, пробраться внутрь, чтобы подорвать технику и устроить поджог. Они неоднократно проводили разведку местности, разработали план нападения и продумали пути отхода. Подозреваемые привезли инструменты к месту планируемого подкопа, но были обезврежены спецслужбами.
Все эти преступления были спровоцированы украинскими спецслужбами и осуществлены через завербованных граждан России.
Куда сообщать в случае попытки вербовки?
Телефоны оперативных служб в г. Усинске
УФСБ России по Республике Коми: 27-858
МВД по Республике Коми: 54-457
Телефоны доверия:
УФСБ России по Республике Коми: 8 8212 24-75-75
МВД по Республике Коми: 8 8212 21-66-35
Ответственность за содеянное
Статья 205. Террористический акт. Предусмотрено лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет, в некоторых случаях пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности. Предусмотрено лишение свободы на срок от семи до двадцати лет, в некоторых случаях пожизненным лишением свободы.