Что такое государственный земельный надзор?
В соответствии со ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Кто выполняет государственный земельный надзор?
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель.
На основании п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» должностные лица осуществляют государственный земельный надзор в части:
1) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок;
2) требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
3) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (в части своевременного рассмотрения обращений о предоставлении з/у и мотивированного отказа в предоставлении з/у для заявленных нужд);
7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции.
Что значит самовольный захват земельного участка?
Приведу самый простой пример данного нарушения.
Гражданин передвинул забор, тем самым увеличил площадь своего участка, и не внес изменения в ЕГРН. Таким образом, он незаконно использует большую площадь, чем ему было предоставлено. Здесь и возникает термин «самовольный захват земельного участка», т.к. гражданин занял чужую площадь (присвоил себе лишнюю землю). В данном примере выявлено нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выражающееся в использовании земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок и оформленных документов в соответствии с законодательством. В целях недопущения таких нарушений, необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), особенно при строительстве объектов капитального строительства. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ используемого земельного участка, рекомендуется обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ. Ответственность за такой вид правонарушений установлена статьей 7.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей. А в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5000 до 10 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических – от 100 000 до 200 000 рублей.
Много лет назад участок предоставили на праве постоянно наследуемого владения. Стоит ли изменить вид права и как это сделать?
При использовании земельного участка на праве постоянно наследуемого владения советуем переоформить данное право на право собственности или аренды, обратившись в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации, а также уточнить границы земельного участка для внесения их в ЕГРН, обратившись к кадастровому инженеру.
Нередко встречаю на практике, когда гражданин, используя земельный участок на праве постоянно наследуемого владения, решает его продать, хотя по закону такого права не имеет, ведь вид права как постоянно наследуемое владения предполагает под собой возможность использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и передавать земельный участок по наследству, но никак не распоряжаться им. Если «покупатель» начинает пользоваться землёй без прав на земельный участок и оформленных документов в соответствии с законодательством, здесь так же применяется статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях.
На какие категории распределяются земли в Российской Федерации по целевому назначению?
Что касается целевого назначения и видов разрешенного использования. В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В соответствии со ст.42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. За нарушение данной статьи предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.8.8 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Приведу пример. Земельный участок по целевому назначению относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования – садоводство, а используется для содержания торгового центра. Таким образом, вместо того, чтобы выращивать сады и огороды, гражданин построил капитальное здание для предпринимательской деятельности. То есть использует земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования. В данном случае к гражданину будет применен п.1 ст.8.8 КоАП. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием – влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Приведу другой пример. Точно так же, земельный участок по целевому назначению относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования – садоводство, но не используется, попросту заброшен. В этом случае к правообладателю земельного участка будет применен п.3 ст.8.8 КоАП - использование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.