Злоумышленники стали использовать поддельные аккаунты руководителей органов государственной власти и различных организаций в социальных сетях и мессенджерах для связи с сотрудниками. Эти аккаунты содержат реальные данные руководителей (ФИО, фотографию), и, соответственно, выглядят максимально достоверно.
Сотрудник организации получает сообщение в социальной сети, мессенджере или по электронной почте якобы от своего руководителя, который предупреждает о важном звонке от представителей правоохранительных органов или другой государственной структуры и обращает внимание, что эту беседу нельзя игнорировать. Лжеруководитель может обращаться к потенциальной жертве по имени и отчеству, чтобы вызвать доверие.
После этого сотруднику организации действительно поступает звонок. Под различными предлогами у человека запрашивают конфиденциальную информацию, выманивают реквизиты банковского счета или карты, просят перевести деньги на якобы безопасный счет. Мошенники настоятельно призывают к сотрудничеству, убеждают в социальной значимости взаимодействия и оказывают психологическое давление на человека, вынуждая совершать противоправные действия в пользу злоумышленников. В этой схеме, основанной на методах социальной инженерии, злоумышленники используют доверие сотрудника к своему непосредственному руководителю и страх столкнуться с последствиями отказа выполнить его требования.
Если вы подозреваете, что вас хотят обмануть, прервите разговор. Ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты (ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, смс-код). Эти сведения нужны мошенникам.