И.о. руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора Ольга Микушева ответила на самые частые из них.
Что такое корректировки платежей за отопление? Законны ли они?
Корректировки платы за отопление законны, они предусмотрены порядком начисления платы за коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Корректировки проводятся в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, и в которых расчет платы за отопление ведется в течение всего календарного года равномерными платежами исходя из среднемесячного потребления тепла в предыдущем году. В первом квартале года, следующего за отчетным, осуществляется корректировка платы за отопление исходя из фактического количества тепла, зафиксированного общедомовым прибором учета в отчетном году.
Так, в 2022 году начисление производилось исходя из среднемесячного потребления тепла в течение 2021 года. Объем тепла, зафиксированный общедомовым прибором учета в 2021 году, был разделен на 12 месяцев, умножен на действовавший тариф и распределен по жилым и нежилым помещениям дома. Именно эти суммы предъявлялись равными платежами в течение 2022 года, включая летние месяцы. По окончании 2022 года на основании показаний общедомового прибора учета было определено, сколько тепла дом фактически потребил за год. Этот объем сопоставлен с объемом 2021 года, который предъявлялся в течение 2022 года. Разница этих объемов предъявлена потребителям в виде корректировки.
Может ли корректировка быть рассчитана в сторону уменьшения?
Корректировка может быть рассчитана как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Это зависит от того, больше или меньше тепла потребил дом в 2022 году по сравнению с 2021 годом.
Если фактическое потребление оказывается меньше оплаченного объема, то следующие платежи корректируются в сторону уменьшения. В конечном итоге потребители оплачивают только тот объем тепла, который фактически был им предоставлен.
Всем ли начисляются корректировки? И можно ли их избежать?
Корректировки проводятся только в домах, оборудованных ОПУ, в которых начисление платы за отопление осуществляется равномерными платежами в течение года.
В таких домах возможен и другой способ начисления платы – только в отопительный период исходя из фактического потребления тепла, зафиксированного ОПУ в течение месяца. При этом способе корректировки по завершении года не начисляются.
Как перейти на способ начисления платежей за отопление только в отопительный период?
Чтобы сменить способ оплаты за отопление, собственники помещений в доме должны принять такое решение на общем собрании и уведомить об этом решении исполнителя коммунальной услуги (теплоснабжающую организацию, управляющую организацию или ТСЖ).
Каковы "плюсы" и "минусы" каждого из способов?
Способ оплаты за отопление равномерно в течение календарного года.
Плюсы:
- Потребителю в течение года выставляются одинаковые и относительно невысокие платежи за отопление. Таким образом, расходы на данную коммунальную услугу предсказуемы.
- При расчете корректировки по завершении года потребителям может быть проведен перерасчет в сторону уменьшения, при условии, если в отчетном году дом потребил меньше тепловой энергии, чем в предыдущем.
Минус:
- В случае если в отчетном году дом потребил тепла больше, чем в предыдущем, при расчете корректировки будет проведен перерасчет в сторону увеличения, и потребителю будет доначислена плата за отопление, оставшееся неоплаченным в течение отчетного года.
Способ оплаты в течение отопительного периода.
Плюсы:
- Платежи прозрачны, поскольку расчет проводится исходя из объема тепла, фактически потребленного в течение минувшего месяца. Следовательно, проверить правильность начисления проще.
- По завершении отопительного периода платежи не выставляются.
- Ежегодная корректировка не проводится.
Минус:
- В зимние месяцы, когда потребление тепловой энергии растет в связи с холодами, ежемесячные платежи за отопление значительно увеличиваются.
Куда обратиться, если возникли сомнения в правильности начисленных платежей?
В первую очередь необходимо обратиться в организацию, выставившую квитанцию.
Если организация не дала разъяснение, или потребитель не согласен с ответом, он вправе обратиться в Госжилинспекцию по месту жительства или в Службу Республики Коми стройжилтехнадзора. По обращению будет проведена проверка и при выявлении нарушений будут приняты меры. Этот алгоритм действует в отношении не только отопления, но и любых других коммунальных услуг. Обратиться можно через сайт ГИС ЖКХ или через филиалы МФЦ. Обращение также можно занести лично. Адреса Службы и Госжилинспекций размещены на сайте Службы. При личном обращении потребуется паспорт.
© ИА «Комиинформ»